Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области "Детский сад комбинированного вида № 22 "Колокольчик""

Консультация для родителей ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 "Установлено,что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированноститонких движений пальцев рук" (М.М. Кольцова, институт физиологии). Еслиразвитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотяобщая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтомурекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движенийпальцев рук.

Народные игрыс пальчиками обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятныйэмоциональный фон, они способствуют развитию умения слушать и пониматьсодержание потешек, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей.

Выполнениеупражнений под команду взрослого или в сочетании с собственной речью приводит кусилению речевого контроля за точностью выполнения движений пальцами рук.

Регулярное проведение упражненийпо развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук помогаетподготовить детей к школе.

Очень важнойчастью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковыеигры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуютразвитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как быотображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, ихдеятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети,повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываетсяловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одномвиде деятельности.

"Пальчиковыеигры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощипальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детямориентироваться в понятиях "вправо", "влево","вверх", "вниз" и т.д.

Четырехлетниедошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющихдруг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразнымреквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

Пальчиковыеигры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать ихи, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнокполучает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательностьи способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношениямежду детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Проводяразвивающие занятия с малышами, я обнаружила, что весёлых и разнообразныхпальчиковых игр для постоянных занятий явно недостаточно. Предлагаемыепальчиковые игры создавались для своих маленьких учеников, но, надеюсь,пригодятся родителям и другим педагогам.

Персонажи иобразы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица,солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствиемповторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малышак счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогаетлучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, вкоторых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает егопо руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувствауверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очередиили действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Дватолстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") ивыполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогатьвзрослые.

Произноситьтексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, топонижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнятьсинхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, имдостаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Длянекоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечкахпальцев глазки и ротик.

Пальчиковыеигры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает ктекстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, есливозможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Наибольшеевнимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи имузыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можнопропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр сребёнком.

Приступая кработе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

Перед игрой с ребёнком необходимообсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты,комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша кправильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональныйнастрой.

Выполнять упражнение следуетвместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторныхпроведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенноначало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, детипроизносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два илитри упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игрыможете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьтеперед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения ипроизносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задачаможет "отбить" интерес к игре.

Никогда непринуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно,ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулируйтеподпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-тонеправильно, поощряйте успехи.

Комплекс упражнений можноразделить на:

а) пальцевую гимнастику,

б)  упражнение для пальцев и кистей рук сиспользованием различных предметов.

На первыхзанятиях все упражнения выполня­ются в медленном темпе. Воспитатель следит заправильностью позы кисти руки и точностью пере­ключений с одного движения надругое. Можно помогать детям принять необходимую позу руки или разрешить имсамим помочь себе второй рукой. Указания воспитателя должны быть ясными,четкими, содержащими элементы одобрения и оценки действий детей.

Пальцеваягимнастика проводится в течении 3-5 минут, в начале занятия или в его серединев форме физкультминутки.

Н.А. Бернштейнписал в 1947 г.:"Представление, что при любом двигательном тренинге... упражняются неруки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло всознание педагогов".

И в наше времяуже многими учеными доказано огромное значение моторики рук в ускоренииформирования логического мышления и развития речи у детей.

Все упражнениявыполняются от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем второй, а в дальнейшемдвумя руками вместе.

Разминка.

(Сжимать в кулачки и разжиматьпальчики сра­зу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки).

Погладим котёнка.

Одной,  затем другой рукой  (расслабляющие упражнениядля пальцев кистей рук). 

Моя семья

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик папочка,

Вот и деточка моя,

А вот вся моя семья.

(Поочередно пригибать пальчики кладошке, начиная с большого, а при словах "А вот вся моя семья"второй рукой охватывает весь кулачок).

Семья

Согнуть пальцыв кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик дедушка,

 Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик наш малыш.

Белка

(Поочередно разгибать всепальчики, начиная с большого).

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке — сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Детки

Этот пальчик спать ложится,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот — крепко-крепко спал,

Этот — позевал немного,..

Этот пальчик засыпал.

(И.П.: поднять кисть правой (левой)руки вверх, широко раздвинув пальчики. Поочередно сгибать их в кулачок, начинаяс большого).

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(Ритмичное раскачивание кулачка вверх — вниз по содержаниючетверостишья, а на слово "вставать" — открыть кулачок, широкораздвинув пальчики. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем — второй, ав заключении — двумя рука­ми).

Встали пальчики

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная смизинчика. На слова "А потом будить всех стал" большой палец касаетсявсех осталь­ных, после чего кулачок разжать, широко расста­вив пальцы встороны).

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул,

Ну а этот долго спал,

А потом будить всех стал.

Встали пальчики, УРА!!!

В детский сад идти пора.

За работу

(И.П.: "Кулачок"

Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого, а на слова"Песни петь и плясать" энергично шевелить пальчиками).

Ну-ка, братцы, за работу.

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

Пальчики

(Поочередно разгибать все пальчики, начиная с мизинчика,затем сгибать в том же порядке).

1—2—3—4—5

Вышли пальчики гулять.

1—2 — 3 — 4 — 5

В домик спрятались опять.

Можно пальчики считать:

1—2—3—4—5

На другой руке — опять:

1—2—3—4—5

(И.П.: кисти рук в кулачки. Поочередно разгибать пальчикиправой руки, начиная с большого, затем левой руки).

Утята

1 — 2 шли утята.

3 — 4 за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А 7-ой от них отстал,

А 8-ой уже устал,

А 9-ый всех догнал,

А 10-ый испугался

Громко — громко запищал.

Пи-пи-пи не пищи.

Мы тут рядом, поищи.

(Поочередно сгибать все пальчики, начиная с большого (правойруки), а со слов "пи-пи-пи..." ритмично сгибать и разгибать пальцыобеих рук).

Пальчики здороваются

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касатьсякончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Затем левойруки.)

Здравствуй пальчик,как живешь?

(Кончиками больших пальчиков правой и левой рукиодновременно поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянныхпальцев и мизинцев.)

Здравствуйте

(Пальчики правой руки по очереди здороваются с пальцами левойруки. (Хлопают кончиками пальцев).

(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затемна левой руке.)

Человечек

(Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки"бегают" по столу).

Коза рогатая

Идет коза рогатая

За малыми ребятками.

Кто кашку не ест,

Молоко не пьет,

Забодаю, забодаю...!

(Пальцы рук поджимаются, только указательный и мизинецдержатся выпрямленными. Это — "коза". При последующих словах"козу" "напускают" на ребенка).

Зайчик

(И.П.: рука опирается на локоть, пальцы в кула­чок, ауказательный и средний пальцы развести в стороны).

Кольцо

(Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальныепальцы развести в стороны).

(Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

а) пальцы в кулачок, а указательный и средний пальцыразвести в стороны,

б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо,остальные пальцы развести в стороны.)

Очки

(образовать два кружка из большого и указательного пальцаобеих рук, соединить их.)

Мизинчик

(из песенок Гены)

Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что все это значит?   

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

Может хочет кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: "Не надо плакать,

На поешь немножко!"

(И Токмакова)

(Кисть руки в кулачок, поочередно разгибать пальчики начинаяс мизинчика. На последнюю фразу большой пальчик и мизинчик касаются другдруга.)

Пальчик-мальчик

(народная)

Пальчик — мальчик.

Где ты был?

С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил.

С этим братцем Кашу ел.

С этим братцем Песни пел!

(Поочередно сгибать и разгибать все пальчики, кончаябольшим).

Деревья

(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставитьпальцы).

Птички

Птички летят, машут крыльями.

(Пальцами обеих рук производить движения вверх — вниз).

Весёлые маляры

(Синхронное движение кистей обеих рук и пальцев из положениявисящих кулачков до поднятия кистей вверх с раздвижением пальцев в стороны).

Курочка пьёт воду

(И.П.: локти опираются на стол. Пальцы сложены в виде клюва.Ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха).

Качаем лодочку

(И.П.: Ладони вверх, сложить пальцы лодочкой. Плавные движениякистей рук влево — вправо.

Весёлый оркестр

(И.П.: имитация игры на разных музыкальных инструментах).

(Большой и указательный пальцы соединить в клюв, остальные —в кулачок).

Ладонь-кулак

(И.П.: ладонями вниз:

а) одновременно "Кулак" — "кулак",

б) одна рука — "Кулак", вторая —"Ладонь".

Для усложнения — увеличивать число упражнений и темпдвижения).

Предметнаядеятельность

Хорошо зарекомендовала себя и разнообразная предметная деятельность,которая также способствует развитию моторной умелости:

а) застегивание и расстегивание пуговиц;

б) шнурование ботинок;

в) шнуровка на специальных рамках;

г) нанизывание колец на тесьму;

д) сортировка мозаики:

е)  перебор крупы,зерен (фасоль отделить от гороха);

ж) игры с мозаикой;

з) игры с конструкторами

 

 

Воспитатель Русаленко О.И.
21 июня 2017 в 16:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.